«Мне нравится жить в Шалях»

 

В полусотне километров от Казани, в Пестречинском районе Республики Татарстан есть не слишком большое, в тысячу дворов, село Шали. И в нем, как водится, – средняя школа. Вроде бы обычная сельская школа. Вот только ее учителя и ученики вряд ли согласятся с таким определением – «обычная». Нет-нет, горячо убеждают они, вовсе не обычная, а замечательная, чудесная, лучшая! Ведь сюда часто и охотно приезжают известные татарские писатели и артисты, здесь проводят блестящие экспериментальные уроки ученые, сюда с радостью приходят рассказать о своих путях-дорогах выпускники…

В том, что Шалинская средняя общеобразовательная школа именно такая, есть немалая заслуга Минзифы Гильмиевны Хасановой, ее директора, ведущего учителя татарского языка и литературы, отличника народного просвещения, победителя конкурса «Учитель года Республики Татарстан – 2006» в номинации «Преданность профессии»…

- Минзифа Гильмиевна, насколько знаю, Вы недавно были в Москве, делились опытом, как директор школы…

- Опытом я делилась как учитель татарского языка и литературы. Когда я выступала, я так и сказала коллегам: я здесь не как директор, а как учитель. Это был межрегиональный семинар «Актуальные проблемы этнокультурного образования и преподавания татарского языка в многоязычной среде». Очень полезный семинар, очень интересные выступления. Мы посетили в Люблино татарскую школу имени Мусы Джалиля, побывали на открытых уроках. Нам всем очень понравилось…

А мое выступление было посвящено методике и технологии преподавания татарского языка и литературы. Такой опыт у нас в школе, действительно, накоплен немалый. Дело в том, что именно у нас, в Шалях, проводил эксперименты доктор педагогических наук, академик Мирза Исмаилович Махмутов, когда разрабатывал свою блестящую технологию проблемного обучения. Он не раз приезжал к нам в школу со своими аспирантами и вел уроки. Я присутствовала на них, это было захватывающе интересно. И опять же именно у нас, в Шалях, по своей новой альтернативной хрестоматии вел уроки татарской литературы еще один татарский ученый Альберт Яхин. Он целых два года проработал здесь учителем, я помню, как у него была еще не отпечатанная книга, а только рукопись будущего учебника.

Так что не случайно у нас в школе такое большое внимание уделяется развитию логическое мышления учеников. К слову, им это помогает не только на уроках татарской литературы, но и на других, например, на уроках математики. Я преподаю татарскую литературу как раз по методологии Альберта Яхина, и могу смело сказать, что наши ученики знают и любят татарских писателей, с удовольствием пишут сочинения – очень интересные и необычные, это и коллеги в Москве мне говорили.

- Вы привезли сочинения школьников на семинар?

- И зачитывала отрывки, когда выступала. Понимаете, ведь сегодня у школьников очень много соблазнов списать откуда-нибудь готовое сочинение: их полным-полно в интернете, и печатные сборники выпускаются. Но мои ученики никогда не списывают, они свои сочинения пишут сами. Им это интересно! Они анализируют, думают, высказывают свою точку зрения. Я никогда не скажу ученику, что, вот, у тебя не то мнение, ты не так думаешь. Никогда! Все они высказывают именно свое мнение, учатся мыслить самостоятельно… Наверное, поэтому все 28 учеников в одиннадцатом классе и пишут такие прекрасные сочинения.

- А на какую, например, тему?

- Мы, скажем, изучали творчество Равиля Файзуллина. У него есть прекрасное стихотворение «Минем эти» – «Мой отец». И я попросила своих ребят написать сочинение на эту тему – о своем отце. Все-таки сегодня, к сожалению, молодежь не всегда следует древней и очень хорошей восточной традиции – уважительному отношению к старшим, не всегда ценит и уважает собственных родителей. Поэтому, мне кажется, такая тема для сочинения очень важна.

- И как школьники написали?

- Потрясающие сочинения они написали! Все очень разные, каждый писал по-своему, но так искренне, с таким глубоким уважением к своим отцам. Дети писали: мой отец не поэт, не философ и не герой, но он для меня дороже всех, выше всех, потому что это мой отец… Я горжусь им, я люблю его… Я когда-нибудь и сам стану отцом, и пусть мои сыновья тоже гордятся мной… Я хочу крикнуть на весь свет, что мой отец – лучше всех!

- Как здорово!

- Современные дети – это «компьютерные» дети. Они много знают, много умеют, многим интересуются. Они очень хорошие и добрые. Но мы, учителя, непременно должны им напоминать о главных жизненных ценностях. Скажем, я своим ученикам, от первоклашек до старшеклассников, всегда говорю: надо знать лучших наших односельчан, надо гордиться ими. Вот, смотрите, чего достиг наш земляк. Это наш односельчанин¸ наш человек, из нашей деревни!

Мы в школе проводили вечер, собирали детей и взрослых, вспоминали наших земляков, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны. В семьях сохранили с тех времен фронтовые письма. Когда мы эти письма читали вслух, в зале плакали, даже взрослые мужчины плакали…

Думаю, такие вечера помогают пробудить в детях светлые чувства, сострадание, бережное отношение к ближнему. Этому же способствуют и уроки татарской литературы и родного языка. Опять же скажу, что современные ученики отличаются от тех, которые учились даже всего десять лет назад. Например, сегодня ребята читают меньше. Еще они куда менее подвижные, на улице не играют, в основном сидят за компьютерами или около телевизора. Но мы стараемся, чтобы наши ребята и спортом занимались, и театры Казани посещали – специально устраиваем культпоходы, экскурсии проводим, в музеи ездим, приглашаем к себе в школу писателей и артистов, проводим читательские конференции… У нас уже столько альбомов о гостях нашей школы… Кто только к нам ни приезжал! Недавно у нас в школе открылся музей, и на его торжественное открытие приезжал наш земляк, он родился в Шалях, Равиль Гайнутдин. Он сегодня очень известный человек – шейх, председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России. Он подарил нашему музею чапан, свои альбомы, оставил письмо…

Знаете, о таком музее я мечтала еще в четвертом классе. Я тогда была юным следопытом, и мы, школьники, собирали документы, материалы о своем родном селе. И мечтали создать музей. С того времени и все сорок лет, что я проработала в нашей школе, я собирала такие материалы. У нас масса документов про Шали! И вот когда я стала директором школы, мы открыли музей. Моя детская мечта исполнилась…

- Выпускники школы часто к Вам приходят?

- Очень часто, они любят родную школу. Среди наших выпускников даже артисты есть. Как-то в одном из выпусков, представляете, сразу четверо ребят решили поступать в театральное училище. Я поехала с ними в Казань, привела их к главному режиссеру Татарского государственного академического театра Марселю Салимжанову, мы с ним были знакомы. И Марсель Хакимович прямо на худсовете их проэкзаменовал, одобрил и отправил в театральное училище. Какие из них получились прекрасные артисты! Ильнур Нуреев, например, сейчас главный солист в татарском ансамбле песни и пляски, прекрасно поет народные песни, его часто показывают по телевизору. Наш выпускник!

Очень хорошие у нас выпускники, замечательные. Вот только в Казани 27 моих учеников работают учителями татарского языка. В нашем Пестречинском районе 85 процентов учителей татарского языка – тоже мои ученики. В нашей Шалинской школе татарский язык тоже преподают мои ученики. Я очень горжусь своими учениками. Они сколького достигли, у них так хорошо все складывается. Их достижения – это для меня все… А дети ко мне как тепло относятся! Когда мы с мужем стали строить новый дом, вдруг, откуда ни возьмись, – мои ученики. Пришли, говорят, помочь вам. Конечно, на селе давняя традиция – всем миром помогают строить дом соседу. Но тут столько моих ребят пришли, те, кого я учила… Огромное им спасибо! А когда мне исполнилось 55 лет, меня наши выпускники целый месяц поздравляли – то один класс придет, то другой… Целый месяц! Какие добрые слова говорили! Для учителя выше такой награды, выше такой любви учеников ничего нет на свете…

- У Вас такая насыщенная жизнь в школе… Интересно, а чем вообще сегодня сельская школа отличается от городской?

- По оснащенности практически ничем. У нас два компьютерных класса, есть ноутбуки, есть выход в интернет, есть интерактивная доска… Мы даже создали в Сети свой школьный сайт – заходите, посмотрите: http://shali-schola.narod.ru/. В общем, все, как в городской школе. А вот сельские ученики, на мой взгляд, от городских отличаются – наши более воспитанные, трудолюбивые, уважительные, простые. И еще преимущество сельской школы – хорошая экология. Чистый воздух, чистая вода, прекрасная природа. И очень здоровое питание. У нас в школе свое подсобное хозяйство, держим четырех бычков, 32 кролика. На своих двух гектарах земли выращиваем картошку, морковь, свеклу, капусту, тыкву. Есть у школы и свой сад, там у нас растет смородина, терн, слива, малина… Все свое, все это идет в нашу школьную столовую. Разные салаты, варенья готовим ученикам, они у нас питаются экологически чистой едой, растут здоровыми...

- Минзифа Гильмиевна, а почему Вы решили стать учителем?

- Я родилась в деревне Шали. С детства помню, как в семье чтили традиции отцов и дедов, татарского народа. Очень ценились такие качества, как гостеприимство, доброта, уважение старших, преданность друзьям... Мой отец Гильми Мифтахович сорок лет проработал механиком в колхозе, мама Зайтуна Хасановна – простая колхозница. А дедушка был учителем. То есть он был муллой и преподавал в медресе у нас в Шалях. Я дедушку хорошо помню – он был очень добрым и очень умным. До 98 лет прожил.

Наверное, благодаря дедушке я еще в детстве мечтала стать учителем. Собирала нашу деревенскую малышню, и мы играли в школу. Я была учительницей. Давала «уроки», мы песни разучивали...

В школе я училась хорошо и всегда была очень активной. Меня и председателем совета дружины избирали, и секретарем школьной комсомольской организации. Я все успевала – пела, акробатикой занималась, другими видами спорта, даже стала чемпионкой Татарстана по метанию диска…

После школы поступила в Казанский педагогический институт. К этому времени я уже осознанно выбрала профессию учителя – потому что очень люблю детей, очень люблю родной татарский язык – язык Тукая, мелодичный, певучий, красивый…

В вузе училась с удовольствием, своих педагогов всегда вспоминаю с благодарностью. Они не раз говорили, что для работы в школе педвузовского образования еще не достаточно. Если хочешь стать настоящим педагогом, надо много работать, в том числе над повышением уровня знаний. Надо осваивать новые технологии, иметь связи с учеными, хорошо знать народную педагогику, участвовать в разных конкурсах, очень много читать – книг, журналов… Вот так я и действую.

- Вы еще и директор. Какие советы даете своим коллегам?

- Мы должны всегда помнить, что профессия учителя – творческая. Я, как директор школы, говорю своим учителям, что надо от всей души любить детей, уважать их личность. Надо быть с ними всегда в дружеских отношениях. Надо, чтобы все уроки были интересными, привлекательными, живыми, насыщенными, наглядными… Конечно, учитель должен быть всегда жизнерадостным, здоровым, полным оптимизма. К сельскому учителю в России с давних времен относились очень уважительно. И сейчас ко мне люди охотно приходят за советом. Конечно, труд учителя нелегкий. Но, я считаю, он становится легким тогда, когда сильно любишь детей.

- Ваш муж – тоже учитель?

- У нас вообще семья, можно сказать, учительская. Про деда я говорила. Мой супруг Хамит Рашитович – учитель математики. У нас три дочери, все закончили Казанский университет. Старшая тоже учитель татарского языка. Вторая дочка стала журналисткой, она работает в республиканской газете «Ватаным Татарстан», третья – в «Идель хадж». Все они замужем, у меня уже двое внуков. У нас очень дружная семья, мы даже создали свой ансамбль.

- Ансамбль?!

- Семейный ансамбль. В нем муж, я, наши три дочери и внуки. Вся семья! Муж играет на гармошке, мы поем, пляшем. Поем татарские народные песни, очень их любим, поем русские народные песни, тоже очень их любим. Наш ансамбль где только ни был, мы выступали в Казани, в Москве, в Кирове… Получили звание лауреата конкурса семейных ансамблей.

Видите, как мы интересно живем в нашем селе… А еще у нас чудесный лес рядом. Я там собираю много грибов – у меня каких только нет грибов дома… Еще собираю лечебные растения, травы. Я очень люблю наш лес, наше село, своих односельчан и всех своих учеников. Мне нравится жить в Шалях, у меня здесь, как говорится, глубокие корни, и я никуда отсюда не уеду.

Елена Чернобровкина.

 

Hosted by uCoz