(эссе)
Директор МОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа Пестречинского муниципального района Республики Татарстан»
2008
год
Сухомлинский
Прошло уже более тридцати лет с тех пор, как я впервые переступил порог школы в качестве учителя и более двадцати – в качестве руководителя. Срок немалый… С чего началась моя Школа? С забот и неурядиц, звонков с уроков и звонков с РОО и администрации, с предприятий, родителей и учеников, походов и поездок, проверок и комиссий, родительских собраний и педсоветов, проб и ошибок, размышлений…
А эти бурные 80-ые, годы перестройки, крушение прежних идеалов и жизненных ориентиров…
Что же оставалось несмотря ни на что главным в моей работе.
Я считаю, добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам, родителям и окружающим. Каждый учитель должен стараться «посадить в душе ребёнка розу», и там не останется места чертополоху. А для этого мало знать свой предмет, мало владение компьютером и современными информационными технологиями. И руководитель, каким бы талантливым ни был, тоже один не сможет воспитать и обучать человека, отвечающего всем требованиям современного общества. Нужна единая команда, умеющая воспитать и нужны желающие воспитываться. Воспитывать должна школа. Но это уже пройденный этап. Семья, школа, общественность – от их согласованной работы зависит, каким будет конечный результат.
Директор сельской школы. Твоя жизнь, как на ладони, каждый твой шаг и движение навиду. Тебя, твою семью, детей все знают. И ты всех помнишь и знаешь. Перед тобой твой выпускник. Кем он стал, какой он работник, родитель? Что школа не доделала, недоглядела – потом с этим тебе жить. Его дети придут к тебе в школу. Воспитывая учеников, ты воспитываешь все село, от тебя зависит его будущее. Директор в селе не только руководитель: он и завхоз, и агроном, и лесник, и артист, и животновод, и строитель, и водопроводчик и т.д.
Чтобы заслужить авторитет и уважение, каждый руководитель должен выстроить для себя пирамиду ценностей. По-моему, вот так:
На первом месте – душевное, нравственное и физическое здоровье, поскольку только они делают жизнь по-настоящему насыщенной, уверенной, интересной и значительной.
На второе место я лично поставил способность и желание жить в радости, счастье и добре. Поскольку это делает жизнь нужной, но это не приходит само, этому надо учиться, ибо без собственных достижений, успехов, уверенности, без готовности помогать другим, без тех богатств материальных и богатств души тебе не с чем будет идти к другим, и вряд ли будешь полезен им.
На третье место выходит готовность и умение общаться, взаимодействовать, выстраивать отношения с природой, обществом и каждым человеком в отдельности.
На четвёртое место можно выдвинуть конкурентноспособность как в профессиональном плане, так и в рамках взаимоотношений с людьми на производстве и в обществе. Я говорю о личностной привлекательности и выразительности, если ты выбрал профессию или какую – либо деятельность, то постарайся стать лучшим на избранном поприще.
С чего и с кого начать?
Это коллектив педагогов, родители, и дети, которые верят тебе. Это администрация, решившая помочь тебе. Большая сила, с которой можно горы свернуть. И мы это сделали. Все работали и в выходные, и в отпуске. Через год Шалинская школа стала лучшей по подготовке к новому учебному году. Начало было сделано. Коллектив поверил в свои силы: стала повышаться качество обучения, укрепляться материально-техническая база школы, стали выращивать картофель не только для питания детей, но и для продажи (хорошо, что город рядом), на вырученные деньги купили автомобиль и т. д.
Школа стала базовой для экспериментов: А.Г. Яхин – обучение родной литературе, Казыханова и Занкова в начальных классах.
Школа является базовой для учителей французского языка. Приезжают даже иностранцы. Проходят районные и республиканские семинары для руководителей, слушателей ИРО. Легче стало работать, когда в 2003 году открыли новую современную школу, отвечающую всем современным требованиям. Администрация района подарила микроавтобус, учащиеся стали радовать победами на соревнованиях, олимпиадах и конкурсах (по физкультуре стабильно по району 1-ое место, олимпиады –32 призовых места в 2008 году, пришкольный участок – 1-ое место, Всероссийский конкурс «Юннат-2005»-2-ое место и т.д.) В основе всех наших успехов слаженная работа педагогов, родителей и учащихся.
Во многих школах работа с родителями сводится к собиранию денег. Мы категорически против этого. В селе, где у многих семей самим еле-еле хватает, это делать – кощунство. Вся жизнь родителей перед нами. Каждого мы знаем лично, хотя село наше большое, более 1000 дворов и учащихся хватает – 394.
У нас в школе в каждом классе есть родительский комитет, по школе – попечительский совет школы, детские организации. Вместе с ними планируем и осуществляем цели обучения и воспитания, решаем проблемы. Регулярны самоотчеты директора школы перед педколлективом и родителями. Все должны знать, куда пошли те или иные средства. Полная прозрачность деятельности руководителя, только тогда тебе поверят и только тогда можно успешно осуществить руководство.
Коллектив учителей стабильный, отсева учащихся нет, состоящих на учете в милиции нет, моральный климат в школе доброжелательный.
Откуда у нас внебюджетные деньги? 2 пришкольных участка, 3 га картофеля, аренда помещений, спонсоры, ставим платные концерты и спектакли (и учителя, и родители, и учащиеся) не только в своем селе, но и у соседей. На этих мероприятиях яблоку негде упасть.
Но и, конечно, экономия. Бережем энергию, имущество. В этом огромную роль играют органы самоуправления учащихся. Наша школа самая дешевая по району по содержанию одного ученика (25000).
Школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной, не довольствоваться достигнутым. А это значит нужно в будущее определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребенку познать мир и человека. В наше неординарное время (часто и уже давно говорят переходное) все хотят быстро, мгновенно получить чужое сразу, выиграть, полагая, что это и есть успех. Наша цель – воспитать такого человека, для которого высшее счастье и удовольствие заключаются в том, чтобы создать, заработать, открыть, сотворить!
Научиться видеть в других достоинства, особенность, делать маленькие открытия и, восхищаться замечательными проявлениями человеческого поведения, быть современным, не командовать, не унижать, не выдвигать только собственное я должен каждый руководитель, особенно директор школы, иначе нет ему места там, где формируется будущий член общества.